ЗА ЧТО? ПАМЯТИ ФРОНТОВОГО ХУДОЖНИКА АЛЕКСАНДРА ХАРШАКА «За что?» Так называется рисунок художника Александра Харшака, ставший одним из символов блокадного Ленинграда. Александр Харшак, студент выпускного курса Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств, в 1941-м, прервав работу над дипломом, ушел добровольцем в народное ополчение. Он защищал Ленинград на Пулковских высотах. Урывками, в перерывах между боями, брался за карандаш и бумагу. Активно сотрудничал с армейской газетой «Удар по врагу». Во время командировки в осажденный город Александр Харшак вместе с напарником — фронтовым фотокорреспондентом — посетил детскую больницу имени Раухфуса. Там им на глаза и попался мальчик с забинтованной головой и ошеломляющим взглядом. Фотограф защелкал затвором своей камеры, а художник принялся рисовать раненого мальчика с натуры. Рисунок был представлен на проходившей в 1943-м выставке работ художников-фронтовиков. Тогда же была выпущена почтовая карточка. Вскоре после окончания Великой Отечественной войны, Александр Харшак на основе рисунка «За что?» создал офорт, признанный одной из вершин российской графики ХХ столетия. И рисунок, и офорт, а также почтовая карточка, созданная на основе рисунка, хранятся в Русском музее. Неудивительно, что «Раненый ребенок» (таково второе название рисунка) стал своего рода визитной карточкой художника Александра Харшака. Андрей Харшак: «В письмах папа неоднократно признается, что он оторвался от культурной жизни, от творческих процессов, письма его пронизаны тоской по академической культуре, с которой он связывал свои творческие планы в будущем. Человек, за время войны сделавший около 400 рисунков с натуры — на фронте, в блокадном Ленинграде, он не воспринимал работу над ними как истинно творческую, а всего лишь как необходимую фиксацию фактов, свидетельство происходящего, документ. Отец предположить не мог, что тема войны станет в его творчестве ведущей. Что рисунки эти будут выставляться на огромном количестве выставок, а затем многие из них окажутся в собраниях не только Артиллерийского музея, Центрального музея Великой Отечественной войны, ряда других музеев, но и Русского музея. Значит, вне всякого сомнения, они имеют не только историческую, документальную, но и подлинно художественную ценность»