Николай Трофимов: интересные факты из жизни
Николай Трофимов родился 21 января 1920 года в Севастополе. Его отец Николай Тихонович Трофимов был рабочим, а мама Наталья Васильевна Трофимова домохозяйкой. Став актером ленинградского ТЮЗа (в пору учебы в театральном институте), Трофимов много экспериментировал.
В спектакле «Снежная королева» по замыслу автора на сцене в темноте парили птицы. Для этого актеров одевали в черное трико и давали палки с пернатыми на концах. Николаю очень хотелось, чтобы его птица летала выше всех. Но небольшой рост этому препятствовал. Другой бы угомонился, но только не Трофимов. Он убедил товарища и примостился к нему на плечи – их птица была самой-самой!
Но на одном из спектаклей приятель о чем-то задумался, и смекалистый дуэт с грохотом провалился в оркестровую яму, пробив барабан. Это не стало поводом для огорчений и не прекратило творческих поисков Николая. Чтобы стать заметнее в новой и опять бессловесной роли Зайца, талантливый молодой человек досконально изучил заячьи повадки и был так убедителен, что увлекся и не заметил, как вновь угодил к оркестрантам.
Режиссер, дабы угомонить молодое дарование, перевел Трофимова на роль Старого зайца, но остановить всепоглощающий созидательный процесс было уже не под силу никому. Впрочем, все это было чуть позже.Юный лицедей Коля Трофимов стал школьной знаменитостью после исполнения чеховской шутки «О вреде табака» на школьном вечере. Страдания «отца четырех дочерей» до слез рассмешили зрителей.
После чего четвероклассник стал популярной личностью среди учеников и педагогов. Одноклассники ценили Колькин юмор, а взрослые жаловались родителям, что их сын срывает уроки. Так незаметно подоспело время выбора профессии. Николай поехал подавать документы в театральный институт. В рабочей семье с уважением отнеслись к выбору сына. Тот решил попробовать удачу и в Москве, и в северной столице, но остановился на последней – берег залива и каналы рек больше походили на морские просторы родного Севастополя.
На вступительных экзаменах этюд о базарном воришке комиссии, вероятно, понравился, поскольку сразу было предложено что-либо прочесть. Николай выбрал пушкинского «Золотого петушка» – он не раз наслаждался этим отрывком, слушая его в блистательном исполнении И. Ильинского. Едва он нараспев произнес «ки-ри-ку-ку», брови Б.В. Зона, набиравшего курс, поползли вверх:
« – Вы это сами придумали, или с вами кто-то занимался?
– Сам, просто слушал Ильинского, – ответил Николай, пытаясь понять, какой ответ хотел бы услышать мастер.
– Идите, свободны!»
На следующий день от волнения молодой человек не сразу нашел в списках зачисленных свою фамилию.
Этому курсу повезло: Борис Вульфович Зон ездил в Москву на уроки к Станиславскому и щедро делился опытом со своими учениками. Человек суровый, он симпатизировал озорному Трофимову и терпеливо сносил его искания на упомянутой выше сцене руководимого им ТЮЗа. Кстати, после того как Николай на спор бесплатно прошел в кинотеатр под видом старушки, у которой нет денег, и был так убедителен, что не вызвал подозрений у бдительной билетерши, Зон сразу же поставил студенту зачет по актерскому мастерству.
При внешней легкости будущей профессии учеба (1937–1941) пришлась на самый пик политических репрессий. Бесследно исчезали педагоги, студенты, родные, знакомые. Беззаботной юностью это не назовешь. По тем временам молчать было куда безопаснее, но молодость брала свое – Николай не только любил пошутить, но и охотно выступал в концертах с юмористическими зарисовками, читая произведения ленинградских авторов. Неукротимый темперамент и неиссякаемый оптимизм служили ему чем-то вроде страховки.
Годы учебы промчались незаметно. В дипломном спектакле по Чехову Николай вновь блеснул талантом. Сдав экзамен по марксизму-ленинизму, молодой артист решил отоспаться перед взрослой жизнью. Что там ждет его завтра? А завтра была война. В военкомате он попросился на флот – все-таки любил этот парень море, да и флотские полуботинки ему нравились больше пехотных сапог.
После демобилизации в 1946 году Николай был зачислен в труппу Ленинградского театра комедии. Редкий артист, по его признанию, не мечтал об этом детище Н. Акимова. Трофимов 17 лет прослужил на прославленной сцене, сыграв более трех десятков ролей. Епиходов в «Вишневом саде» и Хлестаков в «Ревизоре» принесли ему зрительскую любовь и признание. А Лев Гурыч Синичкин (с виду грозный как лев, но мил как пташка) и вовсе стал визиткой и артиста, и театра. Здесь Николай повстречал и свою любовь.
Это были воистину счастливые годы творческого взлета. В театр уже ходили просто «на Трофимова». Это ли не свидетельство популярности?! В «Пестрых рассказах» по произведениям А.П. Чехова артиста увидел С.Ф. Бондарчук, готовившийся к экранизации романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Он был так ошеломлен игрой Трофимова, что без проб утвердил его на роль капитана Тушина. В комедийной легкости чеховского героя Сергей Федорович, о войне знавший не понаслышке, безошибочно разглядел безграничные драматические возможности артиста-фронтовика.
С киноэкрана к миллионам зрителей шагнул совершенно иной Трофимов – маленький человек на большой войне, доблестный воин, умница-командир, за которым солдаты пойдут без оглядки. Он тушуется (не потому ли фамилия Тушин?) в штабных коридорах, но не теряет мужества на поле боя. Вот такими героями из народа куется победа во все времена.
После премьеры этого фильма взошла кинозвезда Николая Трофимова. Его герой был замечен и отмечен зрителями, коллегами, критикой. Предложений сниматься всегда хватало, но в силу оригинальной внешности артиста ему предлагали роли в основном комедийного плана. Впрочем, для их исполнения требуется особое дарование. Фильмам с участием Трофимова был гарантирован успех.
Героические, комические, эксцентрические его герои всегда вызывают добрые чувства и заряжают зрителей неповторимой трофимовской теплотой. «Таланты и поклонники», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Трембита», «На пути в Берлин», «Табачный капитан», «Блокада», «Бедная Маша», «Отцы и деды», «Степь», «Д‘Артаньян и три мушкетера», «Принцесса цирка», «Цыганский барон», «Невеста из Парижа», «Шизофрения» – вот лишь малая толика киноработ актера. Более 70 картин на большом экране. Мастер ювелирного мазка, он с гениальной простотой умеет сочетать улыбку и сострадание, наделяя комедийные характеры элементами драматизма.
«Моя тема – тема маленьких людей, которые незаметно делают большое дело», – признается актер. Его игра – это чудо, обыкновенное, но все-таки чудо. Творить чудеса он умеет не только на сцене и в кадре. Верно подмечено, что талантливый человек талантлив во всем. Какие замечательные мозаики создал Трофимов-художник! Материалом для его работ стали старые пластмассовые игрушки и пластинки.
К мозаичному творчеству Николая Николаевича пристрастила первая супруга – талантливая артистка, к сожалению, рано ушедшая из жизни. Когда муж перешел в БДТ, Татьяна Григорьевна стала работать в кукольном театре и посвятила Николая Николаевича во многие таинства театральной кухни. А еще он очень талантлив в любви – будь то любовь к женщине, к дочери, к коллегам, друзьям и зрителям. И все платят артисту взаимностью.
Только на сцене БДТ Трофимовым исполнено более 30 ролей. За долгие годы сценической жизни Артист подарил нам радость встречи с героями Чехова, Достоевского, Шекспира, Островского, Вишневского, Гоголя, Рощина, Шолохова, Горького, Думбадзе, Вампилова. Он играл в пьесах И. Эркеня, А. Цагарели, Т. Уайлдера, А. Миллера, Б. Брехта, О. Нила и множестве других. Какой подарок нам, зрителям! Какое счастье, что удалось испить из родника его творчества!
По большому счету, роман с театром – самый затяжной в его жизни. Пожалуй, он единственная его пламенная страсть. И это всепоглощающее чувство неразделимо с любовью к Великому Режиссеру – Г.А. Товстоногову. С особой теплотой вспоминал он и своего «крестного отца» по кинематографу – С.Ф. Бондарчука. И любимого своего артиста И.М. Смоктуновского. Ностальгия – это не возврат к прошлому, это добрая память. Ведь на то нам память и дана, чтобы не забывать о хорошем.
Этот невысокий человек был Личностью с душой высокого полета. Он – автор, творец и исполнитель пьесы под названием «Жизнь маленького человека». Николай Николаевич Трофимов – человек-оркестр, могучий талант, драгоценная реликвия, Чаплин российского кинематографа.
Николай Трофимов умер 7 ноября 2005 года после продолжительной болезни, и был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.